стратегия россии журнал последний номер

Шанс, который нельзя упустить

9p karaganov (1) d 850

Прошлый тур холодной войны закончился поражением коммунизма и СССР. Каковы шансы в этом, развязанном против КНР и России? Подсчитаем ресурсы. Из-за распада Советского Союза мы потеряли значительную часть территории и населения. Неудачные реформы нанесли существенный урон меритократической элите, человеческому капиталу, науке и высоким технологиям. Сузился западный буфер безопасности. Потеря глобального влияния, империи была для многих болезненной.

Политические системы большинства стран, решивших противостоять нам и Китаю, не приспособлены для длительной жёсткой конфронтации. Если бы нам противостоял Запад, управляемый более авторитарными и эффективными правительствами, ситуация могла бы быть гораздо сложнее. Авторитарные тенденции в западном мире будут, как и везде, неизбежно усиливаться (пандемия активно используется для такого перехода). Но изменения устоявших за последние полвека политических систем будут болезненными и займут десятилетия.

Важнейшим нашим преимуществом является уверенность большинства россиян и российской элиты в своей моральной правоте. В позднем советском обществе такого ощущения не было. И это стало одной из главных причин провала СССР. Необходимо поддержать такое чувство устремлённой вперёд стратегией и идеологией, выходить из подрывающей кураж экономической стагнации.

Подозреваю, что те, кто решил развязать очередную холодную войну против нас, Китая, других «новых», уже потеряли веру в свою правоту. В редких теперь прямых дебатах с западными коллегами я не раз просто говорил: «Прекратите врать». И они прекращали. Такими стеснительными были раньше мы, советские. Сказанное, впрочем, не означает, что соперники быстро сдадутся. Пока они пытаются консолидироваться.

Уже сейчас пора думать и о возможности того, что в случае относительного проигрыша Соединённые Штаты через десятилетие пойдут на предлагавшийся Киссинджером и Бжезинским кондоминиум с Китаем.

У нас высок шанс победить в этой холодной войне. Но борьба потребует большого напряжения национальных сил, выработки наступательной идеологии. Она должна не просто опираться на жизнетворные традиции, но вести в будущее. Её контуры достаточно очевидны. Мы с коллегами их неоднократно описывали. Выдвигаются плодотворные идеи и многими другими думающими россиянами.

Чтобы создать такую идеологию и сделать её эффективной, необходимо сохранить интеллектуальную открытость, плюрализм. Думаю, задача эта решаемая, хотя и непростая в условиях конфронтации. Если такая свобода будет ограничиваться, это приведёт не только к потере конкурентного преимущества, но и к неизбежным ошибкам в политике (см. опыт СССР).

Ну, а потом, после «выигрыша», история продолжится, и потребуются новые усилия по совершенствованию нашей страны, поиску оптимальных балансов в мире. Прошлый тур холодной войны мы проиграли, в том числе взяв на себя неподъёмное бремя. Сейчас есть возможность стать балансиром в американо-китайском соперничестве (более дружественным Китаю) и в будущей миросистеме Большой Евразии.

Путин и Байден в Женеве сделали шаг назад от этой грани. Но ситуация остается крайне опасной. У меня вызывала отвращение прошлая холодная война, которую я застал, и тошнит от нынешней, но хотелось бы, чтобы аналитики будущих поколений имели возможность писать подобные статьи, спорить, жить.

Полный текст статьи будет опубликован в следующем номере журнала «Россия в глобальной политике».

Источник

Стратегия россии журнал последний номер

Издание
Федерального Собрания
Российской Федерации

Ежемесячный общественно-политический журнал Федерального Собрания — Парламента РФ (зарегистрирован Комитетом РФ по печати, регистрационный №016614 от 23.9.1997). Учредители — Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Издатель — АНО «Парламентская газета».

Является одним из старейших в стране (в 2016 г. отметил своё 90-летие) и ведёт свою историю от журнала «Советское строительство», первый номер которого вышел в августе 1926 года, а передовую статью о задачах издания написал Председатель Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР М.И. Калинин. В 1935 г. с формулировкой «за политическое и бытовое разложение» А.С. Енукидзе был снят с редакторского поста, а в декабре 1937 г. журнал был закрыт.

Журнал стал вновь издаваться в 1957 г. под названием «Советы депутатов трудящихся». В 1976 г. журнал (уже под названием «Народный депутат») был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В годы перестройки и начала реформ издание несколько раз меняло название: «Советы народных депутатов», «Народный депутат», «Российская Федерация», «Российская Федерация сегодня». В июле 2015 г. журнал вошёл в состав АНО «Парламентская газета».

e07a9b52583eff33280eb6c8bdb6f356

4088304e272c7bc3dedac5b1be18e0aa

Для спасения ценных лесов эксперты предлагают разработать закон о многофункциональной оценке лесного богатства страны

3ee5aaf52ee29771438bf02ceccf738b

Роспотребнадзор составил оптимальное меню для россиян

de48f383b78286dee8a887ff4abcfe6a

По данным ведомства, в России не хватает 785 приютов для бродячих животных

182d42d4811ab9ade1958c79357205b9

4c60556dba5f8516624fcfce6aa1912f

В парламенте будут работать много ярких личностей с уже готовыми идеями законопроектов

425167978d67201b4ada6cdd6fbe5f5f

Ее нельзя купить или продать, но держатель этой ценной бумаги может наложить вето при попытке разбазарить государственное имущество

0ab6e3be2eccfae72d9decad2935bcc0

Станет ли временный мораторий на экспорт морских млекопитающих постоянным

1a1bf0c02ef23c265122df2c10073e64

Если владелец заброшенных угодий отказывается идти в суд, решение об изъятии участка предлагают принять без него

4c96748405125298c06bdf9d0450259f

30 сентября 1946 года Международный военный трибунал начал оглашение приговора по итогам Нюрнбергского процесса над государственными и военными деятелями гитлеровской Германии

93633daf2ccaf962de9cbebaaa96c859

27 сентября исполняется 110 лет Ливадийскому дворцу

745e4bd0254880e9d4c53a7820ab589c

В Совете Федерации обещают найти способ поддержки профессионалов

c89d6f7b92d6dcc72d0c162f1785f5c2

Парламентарии и учёные прогнозируют, что, даже когда пандемия закончится, забыть про коронавирус не получится

40ca911177b126259519023fedd71774

15 сентября 1921 года Совет народных комиссаров РСФСР принял «Положение об охране здоровья подростков и де­тей РСФСР»

b406186e5553511cde970d11bc4465d7

Сын изобретателя водородного двигателя рассказал о судьбе зелёной энергетики

b7281c9dcf006a773dcd550e153b62af

30 лет назад Президиум Верховного совета РСФСР издал указ «О возвращении городу Ленинграду его исторического названия Санкт-Петербург».

Читайте также:  почта россии вожега номер телефона

f223db24203866a63605723230001257

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе считает, что путешествовать так, как до ковида, человечество не сможет больше никогда

81184e83803732c12d310c24760b5ca5

5 сентября — Международный день благотворительности

4312058676b64e4403a18d5cba48e231

Полученные в Интернете «письма счастья» теперь можно там же и оспорить

caeb5d41c9eb024abd3dc50b18d3be35

1 сентября вступают в силу новые требования, уточняющие антитабачные правила

f4daa2121e3514627f063ae01a8f744e

80 лет назад — 31 августа 1941 года — в Архангельск прибыл первый союзный конвой

Источник

Стратегия с опорой на свои силы

В новой Стратегии национальной безопасности стало меньше иллюзий и больше внимания к российскому народу

50 01 s86IGQR 747 418 crop

Россия начала жить в соответствии с обновленной Стратегией национальной безопасности. Этот основополагающий документ о стратегическом планировании разрабатывался последний год, одобрен Советом безопасности и подписан Владимиром Путиным. По закону он обновляется раз в шесть лет и определяет национальные интересы и стратегические приоритеты России во внутренней и внешней политике.

Документ специфический, сложен для прочтения и понимания и, как кажется неподготовленному читателю, содержит слишком общие формулировки, которыми часто пестрят заявления представителей власти. Кроме того, в последнее время интерес к внутренней политике у общественности достиг критически низкого уровня. И потому новую Стратегию незаслуженно обошли вниманием и журналисты, и представители экспертного сообщества. Между тем это не только базовые установки для проведения важнейших управленческих решений, но и прекрасное отражение мировоззренческих перемен российской элиты, а также мануал и вокабулярий для бюрократии на ближайшие годы.

Для лучшего понимания основ Стратегии ее положения стоит изучать в динамике. Напомним, первая Стратегия нацбезопасности была опубликована в 2009 году при президенте Дмитрии Медведеве — решение о ее подготовке принималось после войны в Южной Осетии, которая сильно перевернула представление российской власти о взаимодействии с коллективным Западом. Стратегии пришли на смену другим концептуальным документам: Концепциям национальной безопасности от 1997 и 2000 годов.

Разница была существенна. В Концепциях лишь формулировались основные параметры работы государства для обеспечения нацбезопасности и выявления угроз. Стратегии — значительно более конкретные документы. В них речь идет о приоритетах государства, целях внутренней и внешней политики, анализируется место и роль России в мире, уделяется внимание социально-политическим задачам как фундаменту стабильности.

Для наблюдателей не так актуально гадать, что стоит за теми или иными, в общем-то, действительно общими формулировками, — важнее оценивать наполнение, новации и расставленные приоритеты во всех трех документах последних двенадцати лет. А всего мы выпустили три Стратегии: в 2009-м, в 2015-м, после начала новой холодной войны, и вот сейчас, в 2021 году.

Динамика внешнеполитических иллюзий

Впрочем, уже тогда было зафиксировано, что «формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил». А среди вызовов — «вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях и противоречия между основными участниками мировой политики».

Следующая Стратегия 2015 года распрощалась с надеждами. Никаких обтекаемых формулировок: «Поддержка США и Евросоюзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта».

Но вместе с тем дверь к восстановлению диалога остается даже не полуоткрытой — распахнутой. С США — на основе «совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере, и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом». С Европой — в контексте взаимовыгодного сотрудничества и открытой системы коллективной безопасности.

В Стратегии 2021 года США и Европа упомянуты по два раза. США — в контексте нападок на традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности и отказа от стратегической ядерной стабильности. Европа — по вопросам двойных стандартов и той же системы ПРО. Противник становится максимально «коллективным» — Запад, мечтающий «сохранить свою гегемонию» в условиях кризиса всех сфер жизни и социально-экономических моделей.

Пересмотрены и приоритеты взаимодействия с остальным миром. Точнее, они сильны сжались за двенадцать лет. Если в 2009 году Россия открыта любым странам, организациям и платформам, приветствует «большую восьмерку» и «большую двадцатку», а роль контактов в СНГ выносится отдельным пунктом, то через шесть лет это конъюнктурное сокращение единиц внешнеполитического партнерства с подчеркнутым желанием дружить с Китаем и — отдельной строкой — с Индией. Сегодня те же, через запятую, строкою в главке про цели внешней политики. СНГ — в контексте интеграционных объединений, а также построения евразийского партнерства, отмечена важность ШОС и БРИКС и прочих «площадок и объединений» по всему свету.

Впрочем, «на фоне кризиса западной либеральной модели» остается актуальной «проблема морального лидерства и создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства». Тут мы пока не готовы предлагать что-то содержательное, скорее ставим на сохранение имеющегося: подробно прописана глава «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».

50 02 EHbwKvW 784 1600 nocrop

Внутренние ориентиры

Вместо внешних ориентиров — интенсивное развитие приоритетов внутрь страны. Тут стоит обратить внимание на количество и направленность национальных интересов. В 2009-м их всего три: развитие демократии, гражданского общества и конкурентоспособности экономики; незыблемость конституционного строя; превращение РФ в мировую державу, чья деятельность направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

В 2015-м — уже шесть пунктов. В 2021-м — восемь, и все ориентированы «внутрь». Это: 1) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан; 2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны; 3) поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; 4) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; 5) устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе; 6) охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата; 7) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России; 8) поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.

Читайте также:  рольф савушкина 103 телефон сервиса

А еще впервые в перечне национальных интересов появилась охрана окружающей среды (есть и отдельная глава «Экологическая безопасность и рациональное природопользование»). И исчезла задача «закрепления за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав».

Интересно, что в документе 46 раз упомянуто слово «экономика», и в большинстве случаев с определением «российская». Главка «Экономическая безопасность» — одна из самых внушительных, а за ней следует не менее емкое «Научно-технологическое развитие». Стратегия 2015 года ставила амбициозные цели вхождения России в число стран — лидеров по размеру ВВП. Сегодня приоритет отдается «структурной трансформации» экономики с «опорой на внутренний потенциал страны».

Понятно, что в первую очередь прописывается задача обеспечения устойчивости российской экономики на фоне мировой рецессии. В обязательном ключе «сохранения макроэкономической устойчивости, поддержания инфляции на стабильно низком уровне, обеспечения устойчивости рубля и сбалансированности бюджетной системы».

С другой стороны, есть четкие ориентиры на «трансформацию и модернизацию» экономики, переход на технологические рельсы, уход от сырьевой зависимости, повышение платежеспособного внутреннего спроса, повышение объема инвестиций, преодоление зависимости от импорта технологий, формирования самостоятельной финансово-банковской системы, «интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики (промышленность, строительство, связь, энергетика, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых), форсированное развитие российского машиностроения, в том числе приборо- и станкостроения, приоритетное использование отечественной продукции при решении задач модернизации экономики».

В сухом остатке мы имеем два важнейших концептуальных документа лишь за один год — Стратегию национальной безопасности и обновленную Конституцию, которые подчеркивают коренной слом в представлении российской элиты об отношениях с миром и собственным народом. Во-первых, это окончательное прощание с иллюзиями о том, что хозяева мирового капитала и технологий готовы уступить часть доходов и жизненного пространства нуворишам из развивающихся регионов. Во-вторых, мы наконец пришли к пониманию, что открытый рынок и распахнутая миру экономика не приводят к автоматическому повышению благосостояния граждан — государству необходимо целенаправленно заниматься этими задачами, возводя интересы населения в первейший приоритет. Важные выводы, ценою в 12 лет.

Документ переходного периода

50 03 JAvz8nX 784 1600 nocrop

Примет ли бюрократия обновленную Стратегию национальной безопасности? Размышляет политолог, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев

Стратегия национальной безопасности — это документ, который определяет бюрократический мейнстрим для начальства и всего политического класса. И в этом смысле это, конечно, документ правильного формата и довольно интересного содержания. Другой вопрос, что нам нужен документ не только о текущих приоритетах национальной безопасности, но и документ, который определяет наши приоритеты развития лет хотя бы на двадцать.

— Что нового вы увидели в обновленной версии Стратегии?

— Предыдущие версии в большей степени касались наших внешних дел. Сперва внешняя политика, затем внешняя экономика. Конкурентоспособность на внешних рынках, экономическая безопасность. Нынешний документ совершенно очевидно ставит внутреннее развитие в качестве приоритета. Причем не просто развитие, а именно модернизацию. Социальная, экономическая модернизация, информационное общество, экология, информационная безопасность, санитарная безопасность и так далее — как условие для дальнейшего развития вовне. Это, конечно, не революция, но самое главное изменение.

Пункт номер два. Что бы там ни говорили, но прошлая концепция 2015 года исходила из того, что все, что происходит вокруг России, это как бы флуктуация. Что все вернется к прежней нормальности, что конфликт с Западом будет исчерпан, что мировая арбитражная система взаимоотношений, система диалога, восторжествует. Тогда не было никаких сомнений у меня, что мы сохраняем курс на интеграцию в систему глобализации.

Сейчас этот элемент переходит в неопределенность. А мы как бы продолжаем себя мыслить частью системы американоцентричной глобализации и глобализации в принципе или уже нет? Вот ответа на этот вопрос, я не увидел. Но главный тезис — «суверенитет». Поэтому даже если приоритет интеграции в глобализацию сохраняется, то он сохраняется только на основе комплексного понимания суверенитета. И вот это второе главное изменение.

И третье: военная часть становится менее значимой, нежели социально-экономическая. Это, с одной стороны, отражает мысль, что мы достаточно защищены, потому и не считаем необходимым это акцентировать. Но другой момент: мы перестаем воспринимать военно-политический компонент нашей государственности как единственную точку силы, с опорой на которую мы куда-то можем интегрироваться. Значит, у нас какой-то более комплексный подход возник.

А так, конечно, надо прямо сказать, что это документ переходного периода. Который как бы фиксирует транзит от того, что более двадцати с лишним лет считалось единственным вариантом развития, к тому, чего мы еще не знаем. Во всяком случае, нам очевидно нужен документ, который не настолько формализованно фиксировал бы наше видение будущего. Его начинает действительно не хватать.

— Крен движения к социальному государству — это тоже попытка нащупать это будущее? Или это просто дань моде?

— Нет, это, конечно, не дань моде. Данью моде является там пассаж про экологию. Дань моде можно было совсем по-другому отдать. Социальное государство — это как бы отход от классического понимания государства как ночного сторожа. Но, опять же, это пассаж, который определяет приоритет внутренней социально-экономической модернизации. Это констатация того, что на сегодняшний день единственной силой, которая может осуществить вменяемо социально-экономическую модернизацию, является государство и примкнувший к ним социально ответственный бизнес. Который может примкнуть, может не примкнуть. А если вы не будете участвовать, то мы вас вычеркиваем.

Читайте также:  почта королев калинина 15 телефон

И последние попытки наезда на Белоусова со стороны разного рода олигархов говорят о том, что эти ребята в общем, все правильно прочитали.

— Как вы оцениваете инерцию бюрократии в принятии этой стратегии? Как быстро бюрократия примет обновленные установки?

Другой вопрос, что это все будет политизировано. Это будет привнесено в политическую сферу, потому что у нас выборы. Именно в силу этого будет извращаться. К сожалению, разобранное состояние российского экспертного сообщества будет играть негативную роль: нам нужны интерпретации стратегии с точки зрения конкретных приоритетов развития. Этого, конечно, будет не хватать.

Но есть нюанс. Он заключается в том, что носители противоположного подхода дискредитированы, уехали за рубеж. То есть в данном случае государство конкурирует только внутри себя. Альтернативную точку зрения, например о том, что России нужно сохранять приоритет интеграции любой ценой в систему глобализации, вот такую точку зрения будут защищать только городские сумасшедшие.

Чего не хватает новой Стратегии национальной безопасности

50 04 AkpftYK 376 431 nocrop

На кризис 2008 года Россия отреагировала отрицанием. На кризис 2011-го — гневом. В 2015-м пришло время азарта. В 2019-м наступила депрессия. О чем говорит Стратегия национальной безопасности 2021 года?

В документе, который должен определить общее направление, цели и пути обеспечения национальной безопасности, хочется увидеть основную идею — центр кристаллизации, вокруг которого выстроится вся система. В условиях смены технологического уклада, революционной смены социальных институтов самое время проявлять проактивную позицию. Предлагать новую идею, искать тех, кто станет ее сторонниками, убеждать, собирать ресурсы и технологии (в том числе социальные) для ее воплощения.

В Стратегии присутствуют шесть выраженных блоков: дипломатический, силовой, экономический, научно-технический, экологический, духовно-нравственный (культура вообще рассматривается в документе как инструмент). А подходы, заявляемые в каждом из блоков, разные.

О смысловых разрывах

Вместо поиска новых форм и структур — уход из реальности, попытка вернуться в прошлое. Где найти ресурсы и инструменты для восстановления падающего влияния международных институтов в том положении, в котором мы оказались, не раскрыто.

Внешняя угроза, сознательные и враждебные намерения «коллективного Запада» звучат в дипломатическом, силовом, духовно-нравственном блоках. Инстинктивное намерение зарубежных «партнеров» осуществить транзит кризиса в страны второго и третьего мира, их желание превратить Россию в «осажденную крепость», разрушить прежние союзы, предотвратить выстраивание новых — основная мысль. В качестве ответа предлагается стать той самой «осажденной крепостью».

Потенциальный противник назван прямым текстом. Потенциальные союзники появляются только в духовно-нравственном блоке. Китай, Индия. Не в дипломатическом, не в экономическом, не в научно-техническом. И тут же отсылка к БРИКС — еще одному институту, не имеющему внутренней энергии и естественного потенциала, на поддержание которого потребуются дополнительные ресурсы.

Угрозы «внутреннего происхождения» рассматриваются как результат внешнего воздействия. Угрозы смены климата, стареющая инфраструктура, биологическая угроза и пандемия упоминаются везде, но без акцента на них, без инструментария для их устранения. Угрозы терроризма, национальные проблемы, растущий наркотрафик в силовом блоке отсутствуют. Действительно, наши силовые структуры научились работать с ними лучше других в мире.

Радует, что в условиях атомизации общества, роста роли национальных государств фактически сословное общество России имеет большой запас прочности. Но в этой прочности заложена уязвимость. В экономическом блоке много говорится о развитии международных связей и институтов. Но они не определяются, не называются. Да и как предлагается наращивать международное сотрудничество, когда «кругом враг, а мы в осаде»? Силовой, дипломатический, духовно-нравственный блоки — в состоянии «противостояние, мобилизация», экономический, научно-технический — в состоянии «сотрудничество, модернизация».

Смысловой разрыв в блоках экономики и экологии. «Надо больше ресурсов» vs. «прекратить хищническое отношение». Как это сделать при закрытых для страны рынках новых технологий? Заявлен курс на привлечение ученых, экономистов, специалистов при консервации подходов в международной политике, культурном обмене. При значительном отставании научной инфраструктуры, низкой эффективности управления в науке.

Почти проигнорирована ведущая повестка последних двух лет — пандемия мирового масштаба. Ее влияние на экономику, инфраструктуру, социальные институты, уровень жизни людей. То, что обсуждается в каждом разговоре, к какому бы классу или сословию ты ни принадлежал. Стоит ли умалчивать о том, что действительно волнует людей? Достаточно ли краткого упоминания — и то не в каждом блоке?

В дипломатическом и духовно-нравственном блоках хотелось бы прочитать об экспорте культуры, мягкой силе, центрах притяжения экспатов, недовольных мировыми тенденциями, слишком быстром разрушении традиционных ценностей и институтов. Но для этого требуется огромная инфраструктура. В том числе международная, с использованием современных информационных и цифровых решений. В духовно-нравственном — заявка на формирование нового образа «привлекательной России». В дипломатическом — поиск альтернативных способов ведения международного диалога, хотя бы из принципа «пока мы разговариваем, они не стреляют».

Отсутствие объединяющей концепции свидетельствует о том, что единого представления о будущем России пока не выработано. Отсутствие публичной политической дискуссии на данную тему свидетельствует о низкой репутации этой самой публичной политики для государства и общества.

На кризис 2008 года Россия отреагировала отрицанием. На кризис 2011-го — гневом. В 2015-м пришло время азарта. В 2019-м наступила депрессия. Может, в 2021-м мы уже готовы к принятию?

Юрий Воротников, Председатель комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью.

Источник

Юр.ответ
Adblock
detector